ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СОЗДАНИЯ ЭКОСИСТЕМЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
PDF

Ключевые слова

инклюзия, ООП (особые образовательные потребности), образовательная среда, методология, цифровые технологии, межсекторальное сотрудничество, экосистема.

Аннотация

В статье представлены ключевые методологические основы развития экосистемы инклюзивного образования, направленной на содействие эффективной социализации, академическим достижениям и всестороннему развитию обучающихся с особыми образовательными потребностями (ООП) в условиях общеобразовательных организаций. Экосистема рассматривается как совокупность взаимосвязанных компонентов — педагогических, организационно-управленческих, цифровых, кадровых и социокультурных, — обеспечивающих непрерывную поддержку обучающихся с учётом их индивидуальных особенностей. В качестве фундаментальных принципов построения такой системы определены целостность, индивидуализация, междисциплинарность и цифровая трансформация. Подчёркивается значимость данных принципов в трансформации подходов к инклюзии. В статье анализируются современные вызовы, имеющиеся ресурсы и институциональные механизмы, влияющие на эффективность инклюзивных практик. Особое внимание уделяется межведомственной координации, внедрению цифровых решений и профессиональной подготовке педагогов. Материал предназначен для исследователей в области инклюзивного образования, учителей, специалистов сопровождения и представителей органов управления образованием, заинтересованных в создании устойчивых моделей инклюзии.

PDF