ПОДХОДЫ К ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВОСТРЕБОВАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ IT-СПЕЦИАЛИСТОВ
PDF

Ключевые слова

требования рынка, компетенции, микроквалификация, принцип Парето, искусственный интеллект, интеллектуальная система, IT-специальности.

Аннотация

В статье рассматриваются современные подходы к интеграции технологий искусственного интеллекта (ИИ) в систему высшего образования Республики Казахстан. Особое внимание уделяется использованию ИИ для анализа факторов, влияющих на профессиональное становление студентов IT-специальностей высших учебных заведений. В рамках исследования проведен анализ образовательных экосистем, включающих в себя государственные программы, частные инициативы, онлайн-курсы и корпоративные учебные центры, с целью оценки степени соответствия навыков выпускников IT-специальностей современным требованиям рынка труда.

В условиях стремительного развития IT-индустрии (искусственный интеллект, виртуальные лаборатории, технологии дополненной реальности, интеллектуальный анализ данных) и высоких требований на рынке труда к выпускникам IT-специальностей возрастает необходимость определения и анализа факторов, способствующих их успешному профессиональному становлению как специалиста. Особое внимание уделяется анализу образовательных и рекрутинговых платформ, таких как LeetCode, HeadHunter, а также национальных инициатив, включая Tech Orda и Astana Hub. Предложены подходы к применению интеллектуальных моделей прогнозирования академической успеваемости и карьерных траекторий студентов IT-специальностей на основе образовательных данных. Обоснована необходимость создания интеллектуальной образовательной среды, ориентированной на потребности рынка труда.

PDF