ГРАФОВЫЙ АНАЛИЗ КАК ИНСТРУМЕНТ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАДАЧ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ
PDF

Ключевые слова

профессиональное развитие, педагоги ранней карьеры, система образования, графовая модель, ориентированный граф, задачи профессионального развития, матрица смежности

Аннотация

В условиях модернизации и цифровизации системы образования Республики Казахстан особое значение приобретает непрерывное профессиональное развитие педагогов ранней карьеры. Практика показывает, что молодые специалисты сталкиваются с рядом методических и организационных трудностей, а существующие программы сопровождения не всегда обеспечивают системность и приоритетность в решении ключевых задач. В связи с этим возникает необходимость применения новых инструментов анализа и визуализации образовательных процессов. Цель статьи – разработка графовой модели взаимосвязей основных задач профессионального развития педагогов ранней карьеры, позволяющей упорядочить приоритеты и повысить эффективность программ сопровождения. Методологическую основу исследования составили системный подход и элементы проектного управления. Использованы методы анализа нормативных документов, экспертных оценок, вторичной обработки данных опроса 178 молодых педагогов, а также графовое моделирование с применением ориентированных графов и матрицы смежности. Для визуализации и вычисления показателей центральности использовалось программное обеспечение yEd. Результаты исследования позволили выделить десять ключевых задач профессионального развития, среди которых наибольшую значимость приобретают внедрение инновационных методик обучения и вовлечение педагогов в профессиональные сообщества. Построенная графовая модель показала, что данные задачи обладают высокой степенью центральности и оказывают системообразующее влияние на другие направления развития. Сопоставление результатов с матрицей смежности ключевых задач подтвердило практическую релевантность модели. Выводы исследования заключаются в том, что графовый подход обеспечивает структурирование задач профессионального роста и выявление логических взаимосвязей между ними. Это делает его эффективным инструментом для проектирования программ повышения квалификации и посткурсового сопровождения педагогов. Модель может быть интегрирована в цифровые образовательные платформы и использована для управленческого планирования, что повышает результативность непрерывного профессионального развития.

PDF