ПОТЕНЦИАЛ CLIL ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
PDF

Ключевые слова

CLIL/CEIL, естественнонаучная грамотность, PISA, 4C, старшая школа, билингвальное обучение, совместное преподавание, оценивание предметно-языковых задач

Аннотация

Статья оценивает уровень осведомленности педагогов о CLIL, а также потенциал технологии для повышения естественнонаучной грамотности старшеклассников в условиях обновлённого содержания среднего образования Республики Казахстан. Теоретический обзор отечественных практик и международного опыта, а также сопоставление компонентов модели 4C (Content, Communication, Cognition, Culture) с рамкой естественнонаучной грамотности PISA подтверждают методологическую сочетаемость подходов. Эмпирическая часть основана на анкетировании 180 педагогов из 15 организаций образования города Астаны и Карагандинской области. Надёжность измерительных шкал была подтверждена высокими значениями коэффициента α Кронбаха: общий показатель составил 0,93.

Респонденты демонстрируют средний уровень теоретической осведомлённости о CLIL (среднее значение (М) – 3,6 по 5-балльной шкале, стандартное отклонение (SD) – 0,6) при высокой уверенности в реализации компонентов 4C по содержанию и коммуникации (Content – 72%, Communication – 65%), умеренной – по мышлению (Cognition – 58%) и наименьшей – по межкультурному измерению (Culture – 39%). Общий настрой к CLIL позитивный и высокий (M=4,1; SD=0,6), что указывает на готовность к внедрению при необходимости целевой поддержки прежде всего по культурному компоненту и когнитивным стратегиям. Вместе с тем фиксируются организационно-ресурсные ограничения (дефицит адаптированных материалов – 75 %, времени на совместное планирование и преподавание – 68 %, цифровых ресурсов – 45 %) и установка части педагогов на «адресность» CLIL преимущественно для сильных учащихся (69 %).

Показано, что управленческие и методические решения (совместное планирование, элементы совместного преподавания, банк двуязычных PISA-подобных заданий с двойными рубриками, модули курсов повышения квалификации, обновление процедур оценивания) способны расширить применение CLIL в смешанных по уровню классах и создать условия для системного роста PISA-связанных компетенций.

Сделан вывод о реализуемости CLIL как масштабируемого механизма повышения естественнонаучной грамотности в горизонте целей Концепции-2029 при условии адресной поддержки школ.

PDF