АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ HARD И SOFT SKILLS В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ФИЗИКА» В ВУЗАХ КАЗАХСТАНА
PDF

Ключевые слова

высшее образование
высшее образование, образовательные программы, компетенции, профессиональные навыки (Hard skills), универсальные навыки (Soft skills), физика, бакалавриат, магистратура, докторантура (PhD).
компетенции
профессиональные навыки (Hard skills)
универсальные навыки (Soft skills)

Аннотация

В условиях модернизации высшего образования важным ориентиром становится формирование у обучающихся не только профессиональных знаний и умений, но и универсальных компетенций, обеспечивающих гибкость, адаптивность и коммуникативную эффективность будущих специалистов. Особенно актуальным этот вопрос становится при подготовке студентов по естественнонаучным направлениям, таким как «Физика», где традиционно преобладают предметные (технические) навыки. Целью настоящего исследования является выявление особенностей формирования профессиональных и универсальных компетенций в образовательных программах по направлению «Физика» на уровнях бакалавриата, магистратуры и докторантуры. В качестве эмпирической базы использован открытый реестр образовательных программ высшего образования Республики Казахстан (единая платформа высшего образования), в рамках которого проанализированы 90 образовательных программ, разработанных 19 высшими учебными заведениями. Применялся метод контент-анализа, в ходе которого было выделено и классифицировано более 1200 формулировок навыков, отнесённых к категории профессиональных (Hard skills) и универсальных (Soft skills). В результате установлены характерные тенденции изменения структуры компетенций в зависимости от уровня образования, выявлены недочёты в представлении универсальных навыков, предложены направления оптимизации содержания программ. Результаты исследования могут быть использованы при разработке новых и модернизации действующих программ подготовки специалистов в области физики.

PDF