ИЗУЧЕНИЕ ТИПИЧНЫХ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ УЧАЩИМИСЯ ПРОФИЛЬНЫХ (11) КЛАССОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ТРЕТИЙ ЯЗЫК ОБУЧЕНИЯ В ОТКРЫТЫХ ВОПРОСАХ CLIL ПО ХИМИИ
PDF

Ключевые слова

CLIL, смена языка обучения, третий язык обучения, обучение химии, старшая школа, модель академической грамотности, типичные ошибки, вопросы с развернутым ответом

Аннотация

В статье приводится анализ данных, полученных в результате исследования, проведённого с учащимися 11-х классов, впервые изучающих химию на английском языке. Поскольку изучение профильных предметов на английском языке представляет не только потенциальные стратегические преимущества, но и сопряжено с огромным числом рисков, особенно важно обобщать и обсуждать уже имеющийся опыт. Этот подход будет способствовать повышению качества обучения, содействуя реализации качественного обучения и формирования конкурентоспособного учащегося.

Целью исследования является определение наиболее типичных ошибок, допускаемых учащимися в заданиях с развернутым ответом при изучении химии на английском языке.

Авторами использованы экспериментальные методы обработки и анализа– систематизация всех данных, классификация, сравнение и анализ полученных результатов. Все переменные оценены в единой системе единиц физических величин. В исследовании проанализированы ответы 65 одиннадцатиклассников в заданиях с развернутыми ответами в вопросах суммативного оценивания за первую и вторую четверти, выделено семь основных типов ошибок. Показаны зависимости ошибок от вопросов, четвертей, долей ответов и учащихся.

Все ошибки были сгруппированы в семь категорий, надёжность классификации обеспечивалась перекрёстной модерацией 20 % работ. Результаты показали, что наибольшее количество ошибок связано с предметными знаниями и академическим языком, тогда как владение английским языком не является определяющим фактором. Сравнение с международными исследованиями CLIL подтвердило универсальность выявленных тенденций, а также выявило их локальные особенности в казахстанском контексте. На основе полученных данных предложены практические рекомендации для учителей и администраторов школ.

PDF