ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ РАЗРАБОТКУ АВТОРСКОГО КУРСА «ЛАБОРАТОРИЯ КРЕАТИВНЫХ ИДЕЙ»
PDF

Ключевые слова

курс по выбору, исследовательская компетенция, проектная технология, креативное мышление, образовательный процесс, критерии оценки, эксперимент

Аннотация

Сегодня в современной школе все большее значение приобретает организация исследовательской деятельности учащихся как на уроках, так и во внеурочное время. Такая деятельность на уроке предполагает активный поиск ответов на проблемные вопросы, выполнение мини-проектов в рамках конкретной темы или раздела, решение поисково-исследовательских заданий. Однако для достижения полноценного результата исследовательская активность не должна ограничиваться только рамками урока. Напротив, именно во внеурочной деятельности у ученика появляется возможность углубить изучаемую тему, развив мини-проект до полноценного исследовательского проекта, либо подробно проработать волнующий его проблемный вопрос. В этом процессе роль учителя кардинально меняется: он становится не просто источником знаний, но и консультантом, помощником, а также научным руководителем, направляющим, поддерживающим и координирующим деятельность обучающегося. Такой подход способствует формированию у школьников ключевых компетенций XXI века: критического мышления, самостоятельности, умения исследовать, анализировать и делать выводы. Цель статьи - поиск эффективных способов формирования исследовательских навыков у школьников. В данной статье авторы делятся собственным опытом организации обучения учащихся основам исследовательской деятельности и развития креативного мышления. Представленные результаты могут быть полезны другим организациям образования и служить примером внедрения исследовательского подхода в учебный процесс. Одним из эффективных решений данной проблемы может стать параллельное обучение как педагогов, так и самих учащихся навыкам исследовательской работы. Если ученика с ранних лет систематически и поэтапно обучать тому, как выбрать тему, как формулировать проблему, как работать с источниками и оформлять результаты - он будет чувствовать себя уверенно и мотивированно. Таким образом, важным инструментом в данном направлении могут стать специальные курсы по выбору, например, такие как «Лаборатория креативных идей», где учащиеся учатся видеть проблему, формулировать исследовательский вопрос, выдвигать гипотезы и искать пути их решения.

PDF