Аннотация
Сегодня в современной школе все большее значение приобретает организация исследовательской деятельности учащихся как на уроках, так и во внеурочное время. Такая деятельность на уроке предполагает активный поиск ответов на проблемные вопросы, выполнение мини-проектов в рамках конкретной темы или раздела, решение поисково-исследовательских заданий. Однако для достижения полноценного результата исследовательская активность не должна ограничиваться только рамками урока. Напротив, именно во внеурочной деятельности у ученика появляется возможность углубить изучаемую тему, развив мини-проект до полноценного исследовательского проекта, либо подробно проработать волнующий его проблемный вопрос. В этом процессе роль учителя кардинально меняется: он становится не просто источником знаний, но и консультантом, помощником, а также научным руководителем, направляющим, поддерживающим и координирующим деятельность обучающегося. Такой подход способствует формированию у школьников ключевых компетенций XXI века: критического мышления, самостоятельности, умения исследовать, анализировать и делать выводы. Цель статьи - поиск эффективных способов формирования исследовательских навыков у школьников. В данной статье авторы делятся собственным опытом организации обучения учащихся основам исследовательской деятельности и развития креативного мышления. Представленные результаты могут быть полезны другим организациям образования и служить примером внедрения исследовательского подхода в учебный процесс. Одним из эффективных решений данной проблемы может стать параллельное обучение как педагогов, так и самих учащихся навыкам исследовательской работы. Если ученика с ранних лет систематически и поэтапно обучать тому, как выбрать тему, как формулировать проблему, как работать с источниками и оформлять результаты - он будет чувствовать себя уверенно и мотивированно. Таким образом, важным инструментом в данном направлении могут стать специальные курсы по выбору, например, такие как «Лаборатория креативных идей», где учащиеся учатся видеть проблему, формулировать исследовательский вопрос, выдвигать гипотезы и искать пути их решения.