СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАКТИК STEM-ОБРАЗОВАНИЯ: ЗАРУБЕЖНЫЕ И КАЗАХСТАНСКИЕ КЕЙСЫ
PDF

Ключевые слова

STEM-образование, сравнительный анализ, образовательная система, зарубежные модели, международная практика, проектное обучение, учебные программы

Аннотация

В условиях цифровизации и научно-технологического прогресса внедрение STEM-образования становится приоритетом в модернизации образовательных систем. В данной статье представлен сравнительный анализ международных практик реализации STEM-подхода с акцентом на такие страны, как Финляндия, Сингапур и Соединённые Штаты Америки. Анализ проводится на основе пяти ключевых критериев, разработанных на базе изучения международных исследований и отчетов по внедрению STEM-образования, в частности: отчетов ОЭСР (например, рамка PISA), материалов ЮНЕСКО по STEM-политике, аналитических обзоров Национального научного фонда США (NSF), а также практик, зафиксированных в образовательных стратегиях Сингапура и Финляндии. Эти критерии включают: уровень институционализации STEM, масштаб и глубину внедрения, степень вовлеченности школ, учителей и учащихся, роль государства и частного сектора, эффективность реализации, измеряемую международными оценками (такими как PISA) и участием в академической цифровой трансформации. На фоне стремительного развития цифровых технологий STEM-образование (наука, технологии, инженерия и математика) становится ключевым фактором подготовки поколений, способных успешно адаптироваться к изменениям. Цель исследования – определить эффективные модели реализации STEM и обозначить стратегические направления для дальнейшего развития данного направления в системе образования Казахстана. Результаты показали, что в каждой из исследуемых стран существуют действенные механизмы, способствующие успешной реализации STEM-подхода. Значимость работы заключается в возможности использования выявленных моделей и рекомендаций для успешного внедрения STEM, которое, в свою очередь, способствует формированию конкурентоспособного человеческого капитала и адаптации молодежи к технологическим вызовам XXI века.

PDF