Аннотация
В статье рассматривается подход к построению эффективной образовательной программы повышения квалификации (далее — ПК) методистов дошкольных организаций на основе диагностики их профессиональных потребностей. Актуальность исследования обусловлена необходимостью перехода от формального обучения к программам, ориентированным на реальные дефициты в профессиональной деятельности методистов.
Цель исследования — выявление профессиональных затруднений методистов дошкольных организаций (далее — ДО) и проверка эффективности образовательной программы, сконструированной на основе полученных в ходе исследования данных.
Методологическую основу исследования составили принципы прикладного педагогического анализа. В качестве основного метода использовалось анкетирование с вопросами открытого типа, направленное на определение затруднений в методической, организационной, планирующей и предметной деятельности. В исследовании приняли участие 81 методист из Северо-Казахстанской области, что обеспечило репрезентативность выборки.
Результаты контент-анализа позволили выявить наиболее актуальные направления для развития профессиональной компетентности. На их основе был разработан алгоритм проектирования образовательной программы ПК, включающий этапы: диагностику потребностей, разработку содержания, реализацию обучения и оценку его эффективности. Обучение по разработанной программе прошли свыше 1100 методистов из разных регионов Казахстана. Результаты оценки качества содержания, учебных материалов и отдельных тематических модулей свидетельствуют о высокой степени удовлетворённости слушателей. Также отмечен положительный сдвиг в результатах итогового тестирования слушателей курсов.
Сделанные выводы об актуальности диагностического подхода, необходимости учёта профессиональных дефицитов при проектировании программ ПК, а также о высокой результативности реализованного алгоритма подтверждают целесообразность разработки программ ПК на основе предварительной диагностики профессиональных потребностей, что позволяет существенно повысить их практическую направленность и эффективность.