ВОЗДЕЙСТВИЕ КОНСТРУКТИВИСТСКОГО И ТРАНСМИССИВНОГО ПОДХОДОВ НАСТАВНИЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ
PDF

Ключевые слова

наставничество
конструктивистский подход
трансмиссивный подход
самоэффективность
начинающие педагоги
профессиональное развитие
образовательные подходы

Аннотация

В статье рассматривается влияние конструктивистского и трансмиссивного подходов наставничества на развитие самоэффективности начинающих педагогов. Основная проблема заключается в недостаточной изученности эффективности различных подходов в контексте повышения профессиональной уверенности и способности начинающих педагогов к самоуправлению в образовательном процессе. В условиях изменений в образовательных стандартах возникает необходимость оптимизации подходов к наставничеству для повышения качества преподавания. Цель исследования — проанализировать влияние конструктивистского и трансмиссивного подходов к наставничеству на самоэффективность начинающих педагогов в Казахстане и выявить факторы, способствующие их профессиональному развитию. Методы исследования включают сравнительный анализ, интервью с наставниками и начинающими педагогами, а также анкетирование для оценки уровня самоэффективности. Статья основана на теоретическом анализе и эмпирических данных, собранных в ходе наблюдений и опросов. Результаты показали, что конструктивистский подход оказывает более значительное влияние на развитие самоэффективности начинающих педагогов по сравнению с трансмиссивным подходом. Был выявлен «эффект несоответствия», при котором конструктивистское наставничество стимулировало развитие самоэффективности в случаях расхождения с первоначальными убеждениями начинающих педагогов. В случаях несоответствия стиля наставничества педагогическим убеждениям подопечных возникал когнитивный диссонанс, побуждавший начинающих педагогов к пересмотру своих взглядов и практик, что способствовало повышению их самоэффективности. Результаты подчеркивают значимость выбора подходящих методов наставничества для формирования устойчивой профессиональной позиции у начинающих педагогов.

PDF