Аннотация
Данное исследование предназначено для изучения особенностей адаптации студентов с особыми образовательными потребностями в условиях вуза.
Целью исследования является изучение социальных, эмоциональных и образовательных аспектов адаптации студентов с особыми образовательными потребностями к образовательной среде университета.
В исследовании приняли участие 40 первокурсников, разделенных на группы по типу образовательных потребностей. Для сбора данных использовался опросник, содержащий 11 утверждений, составленных по шкале Лайкерта, а для анализа использовалась описательная статистика, однофакторный дисперсионный анализ (Уэлч).
Результаты показали, что студенты оценивают адаптацию как в среднем удовлетворительную, в то время как между группами существует значительная разница между характеристиками способности устанавливать социальные связи (p = 0,002), уровня стресса (p = 0,039) и осведомленности о доступности психологической помощи (p = 0,046).
При этом образовательные аспекты, включая доступность учебных материалов и использование технических средств обучения, не показали существенных различий между группами. Основные проблемы связаны с социальной и эмоциональной адаптацией, что подчеркивает необходимость разработки программ поддержки, направленных на снижение уровня стресса, повышение социальной интеграции и улучшение доступности психологической помощи. Результаты исследования подчеркивают важность комплексного подхода к адаптации студентов.
Результаты исследования будут полезны для практики инклюзивного образования и совершенствования системы поддержки в вузах.