ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ К ВУЗУ
PDF

Ключевые слова

адаптация студентов
особые образовательные потребности
инклюзивное образование
социальная интеграция
эмоциональная интеграция
психологическая поддержка
образовательная среда
высшее учебное заведение

Аннотация

Данное исследование предназначено для изучения особенностей адаптации студентов с особыми образовательными потребностями в условиях вуза.

Целью исследования является изучение социальных, эмоциональных и образовательных аспектов адаптации студентов с особыми образовательными потребностями к образовательной среде университета.

В исследовании приняли участие 40 первокурсников, разделенных на группы по типу образовательных потребностей. Для сбора данных использовался опросник, содержащий 11 утверждений, составленных по шкале Лайкерта, а для анализа использовалась описательная статистика, однофакторный дисперсионный анализ (Уэлч).

Результаты показали, что студенты оценивают адаптацию как в среднем удовлетворительную, в то время как между группами существует значительная разница между характеристиками способности устанавливать социальные связи (p = 0,002), уровня стресса (p = 0,039) и осведомленности о доступности психологической помощи (p = 0,046).

При этом образовательные аспекты, включая доступность учебных материалов и использование технических средств обучения, не показали существенных различий между группами. Основные проблемы связаны с социальной и эмоциональной адаптацией, что подчеркивает необходимость разработки программ поддержки, направленных на снижение уровня стресса, повышение социальной интеграции и улучшение доступности психологической помощи. Результаты исследования подчеркивают важность комплексного подхода к адаптации студентов.

Результаты исследования будут полезны для практики инклюзивного образования и совершенствования системы поддержки в вузах.

PDF