Abstract
Данная статья посвящена одной из весьма актуальных проблем педагогической профессии. Речь идет о профессиональном выгорании педагогов. Несмотря на большое количество проводимых в этой области исследований, на сегодня нет общепринятого определения понятия «профессиональное выгорание», которое зачастую рассматривается как синоним эмоционального выгорания. Кроме того, в повседневной практике мы наблюдаем, что в силу сложности профессии практически все педагоги независимо от возраста испытывают трудности совладания с психологическими кризисами в работе. При этом мы также отмечаем, что нет постоянной системной работы по диагностике и профилактике профессионального выгорания педагогов. В связи с этим, основная проблема данной статьи определяется поиском ответов на вопросы, связанные с признанием необходимости диагностики профессионального выгорания на примере учителей физической культуры для успешной и эффективной его профилактики.
Целью данной статьи является поиск ответов на вопросы возможности и необходимости диагностики искомого феномена, ее значимости для профилактики профессионального выгорания педагогов с учетом специфики преподаваемого в школе учебного предмета «Физическая культура». В качестве диагностического инструментария выбран широко применяемый опросник определение уровня психического выгорания (MBI) американских психологов К. Маслач и С. Джексон, адаптированный Н.Е. Водопьяновой.
Основные результаты проведенного исследования свидетельствуют о наличии серьезных проблем, с которыми сталкиваются учителя физической культуры при встрече с профессиональным выгоранием. Общий вывод исследования на данном этапе связан с признанием настоятельной необходимости профилактики профессионального выгорания педагогов с предварительной диагностикой
Данная статья подготовлена в рамках дипломного проекта № 2 - «Формы и методы профилактики профессионального выгорания учителей физической культуры», утвержденного приказом ректора Карагандинского университета Казпотребсоюза № 814 от 07.12.2023 года, и отражает результаты начальной диагностики профессионального выгорания учителей физической культуры, т.е. практической части выпускной работы.