ФАСИЛИТАТОР В БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: РАБОТА С ВОЗРАСТНО-РАЗНООБРАЗНОЙ АУДИТОРИЕЙ И МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНОЙ КОМАНДОЙ
PDF

Ключевые слова

фасилитация; библиотечная деятельность; инклюзивность; мультидисциплинарные команды; цифровизация; искусственный интеллект (ИИ); Цели устойчивого развития (ЦУР)

Аннотация

В условиях стремительных социальных и технологических изменений, библиотеки вынуждены адаптироваться, чтобы оставаться актуальными и востребованными. Это требует не только обновления фондов и внедрения новых сервисов, но и глубокого понимания потребностей разнообразных групп пользователей. Именно здесь на первый план выходит фигура фасилитатора – специалиста, чья задача заключается в создании благоприятной среды для общения, обучения и совместной деятельности. Он выступает в роли связующего звена, помогая преодолевать барьеры, возникающие как между посетителями разного возраста и социального положения, так и внутри коллектива, состоящего из специалистов с различными компетенциями и взглядами.

Статья посвящена исследованию роли фасилитатора в библиотечной деятельности Казахстана, с акцентом на работу с возрастно-разнообразной аудиторией и мультидисциплинарными командами. Целью данной статьи является теоретическое осмысление и эмпирическое подтверждение важности роли фасилитатора в контексте трансформации библиотечной деятельности. Исследование направлено на выявление специфических вызовов и возможностей, связанных с возрастным и культурным многообразием аудитории, а также на анализ механизмов успешного функционирования междисциплинарных библиотечных команд.

Авторами использовалась смешанная методология: полуструктурированные интервью, фокус-группы, наблюдение, анализ кейсов и анкетирование. Результаты показали, что фасилитаторы успешно адаптируют программы к возрастным группам, применяя иерархический режим для детей, кооперативный для взрослых и автономный для пожилых, что подтверждает модель J. Heron. В мультидисциплинарных командах фасилитаторы, использующие подход A. Mindell, эффективно управляют конфликтами, повышая успех проектов, таких как цифровые архивы. Исследование подчеркивает вклад фасилитаторов в достижение Цели устойчивого развития Организации Объединённых Наций (ЦУР ООН) (цели 4 и 10) и предлагает рекомендации: разработка тренингов по фасилитации, адаптация материалов для пожилых и внедрение искусственного интеллекта (ИИ) для персонализации программ. Пробелы, такие как недостаточное внимание к сельским библиотекам, требуют дальнейшего изучения.

PDF