Аннотация
В статье обоснована необходимость четкой дифференциации функций педагога-ассистента и тьютора (индивидуального помощника) в условиях инклюзивного образования Республики Казахстан. На основе анализа нормативных актов, профессиональных требований и результатов эмпирического исследования, проведённого среди педагогов и родителей детей с особыми образовательными потребностями на базе ГККП «Дом школьников №7» Управления образования г. Алматы, авторы выделяют различия в профессиональных функциях указанных специалистов. Представлены сравнительные таблицы функций, классификация детей по видам сопровождения, обсуждается институциональная роль педагога-ассистента как полноправного участника образовательного процесса. Так же предложены практические рекомендации по кадровой политике: закрепление статуса педагога-ассистента в законодательстве, специализированная подготовка кадров и информирование родителей о различиях в функциональных обязанностях специалистов. Исследование показывает, что педагог-ассистент должен обладать педагогической квалификацией и выполнять психолого-педагогическое сопровождение детей, в то время как тьютор (индивидуальный помощник) оказывает исключительно физическую и бытовую помощь, не участвуя в образовательной деятельности. В статье сделан акцент на важности дифференцированного подхода при сопровождении детей с различными видами нарушений развития, что позволит повысить качество инклюзивного образования в Казахстане. Работа имеет теоретическую и практическую значимость для формирования эффективной системы кадрового сопровождения в инклюзивной среде. Результаты исследования могут быть использованы при разработке стратегий кадрового обеспечения инклюзивной среды в Казахстане и совершенствовании законодательной базы.