Аннотация
Современные изменения в образовании требуют гибких подходов к обучению, способных удовлетворить потребности профессионального развития учителей. В данной статье рассматривается неформальное обучение как важный и гибкий инструмент профессионального развития учителей в контексте современных образовательных трансформаций. Целью данного исследования является изучение неформального обучения как инструмента профессионального развития учителей в условиях современных образовательных трансформаций. На фоне растущих требований к непрерывному обучению, адаптации и инновациям традиционные модели профессионального развития учителей часто оказываются недостаточными. Авторы рассматривают роль неформальных методов обучения, таких как семинары, самообучение, наставничество и участие в профессиональных сообществах, как эффективные стратегии, удовлетворяющие индивидуальные потребности учителей и повышающие их педагогическую компетентность.
На основе теоретического анализа и эмпирического исследования, включая полуструктурированные интервью с 27 учителями общеобразовательных школ Караганды (Казахстан), подчеркиваются преимущества неформального обучения. Основные выводы показывают, что такая образовательная среда способствует активному усвоению знаний, применению инновационных методов преподавания и повышению мотивации учителей. Результаты интервью показывают сильную корреляцию между участием в неформальном обучении и повышением профессиональной уверенности, эффективности обучения и сотрудничества в педагогических командах.
Кроме того, авторы предлагают модель неформального обучения, которая синтезирует различные образовательные теории (опытное обучение, андрагогику, коннективизм и т. д.) и объединяет личностные, социальные и организационные факторы, влияющие на профессиональное развитие учителей. Эта модель служит практической основой для реализации программ неформального педагогического образования и оценки их результативности.
В исследовании делается вывод о том, что неформальное обучение не только дополняет формальное профессиональное развитие, но и укрепляет способность учителя адаптироваться к меняющимся требованиям класса XXI века. Рекомендации включают институциональную поддержку инициатив учителей, расширение доступа к гибким форматам обучения и интеграцию неформального обучения в системы формального образования.