НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ
PDF

Ключевые слова

наставничество, профессиональное развитие, обучение на протяжении всей жизни, инновационные методы обучения, концепция неформального обучения, полуструктурированное интервью, профессиональные сообщества

Аннотация

Современные изменения в образовании требуют гибких подходов к обучению, способных удовлетворить потребности профессионального развития учителей. В данной статье рассматривается неформальное обучение как важный и гибкий инструмент профессионального развития учителей в контексте современных образовательных трансформаций. Целью данного исследования является изучение неформального обучения как инструмента профессионального развития учителей в условиях современных образовательных трансформаций. На фоне растущих требований к непрерывному обучению, адаптации и инновациям традиционные модели профессионального развития учителей часто оказываются недостаточными. Авторы рассматривают роль неформальных методов обучения, таких как семинары, самообучение, наставничество и участие в профессиональных сообществах, как эффективные стратегии, удовлетворяющие индивидуальные потребности учителей и повышающие их педагогическую компетентность.

На основе теоретического анализа и эмпирического исследования, включая полуструктурированные интервью с 27 учителями общеобразовательных школ Караганды (Казахстан), подчеркиваются преимущества неформального обучения. Основные выводы показывают, что такая образовательная среда способствует активному усвоению знаний, применению инновационных методов преподавания и повышению мотивации учителей. Результаты интервью показывают сильную корреляцию между участием в неформальном обучении и повышением профессиональной уверенности, эффективности обучения и сотрудничества в педагогических командах.

Кроме того, авторы предлагают модель неформального обучения, которая синтезирует различные образовательные теории (опытное обучение, андрагогику, коннективизм и т. д.) и объединяет личностные, социальные и организационные факторы, влияющие на профессиональное развитие учителей. Эта модель служит практической основой для реализации программ неформального педагогического образования и оценки их результативности.

В исследовании делается вывод о том, что неформальное обучение не только дополняет формальное профессиональное развитие, но и укрепляет способность учителя адаптироваться к меняющимся требованиям класса XXI века. Рекомендации включают институциональную поддержку инициатив учителей, расширение доступа к гибким форматам обучения и интеграцию неформального обучения в системы формального образования.

PDF