Требования к подаче статьи
Требования к оформлению научной статьи для опубликования в журнале
“Педагогикалық ғылым және практика. Педагогическая наука и практика”
Требования к оформлению научной статьи для опубликования в журнале “Педагогикалық ғылым және практика. Педагогическая наука и практика” разработаны в соответствии с рекомендациями международных организаций COPE, ICMJE, EASE, CSE и WAME и обеспечивают соблюдение этических стандартов, прозрачность редакционного процесса и качество научных публикаций.
В журнале “Педагогикалық ғылым және практика. Педагогическая наука и практика” принимаются к публикации статьи, представляющие результаты самостоятельных исследований, оформленные в виде научно-теоретических, научно-практических и обзорных статей, соответствующих стандартам научной этики и качества.
Общие требования к статье:
- Оригинальность. Статья должна содержать оригинальные результаты исследования или анализа. Плагиат, самоплагиат или дублирование публикаций запрещены. Оригинальность статьи должна составлять не менее 70%.
- Актуальность темы. Тема статьи должна быть актуальной и соответствовать тематической направленности журнала.
- Объем статьи. Рекомендуемый объем составляет не менее 3 000 и не более 5 000 слов (6–12 страниц), включая таблицы, рисунки и список литературы.
- Язык публикации. Статья может быть представлена на одном из трех языков: казахском, русском, английском.
Требования по оформлению статей:
- Формат бумаги А4.
- Times New Roman, размер кегля 12 пт, межстрочный интервал - одинарный.
- Выравнивание по ширине.
- Абзацный отступ – 1,0 см
- Поля: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 3 см., правое -1,5 см.
- Не допускается расстановка переносов.
- Материал статьи оформляется в соответствии с ГОСТ 7.5-98 «Журналы, сборники, информационные издания. Издательское оформление публикуемых материалов».
- Рисунки должны быть четкими. На рисунки и таблицы в тексте должны быть ссылки. Формулы должны быть набраны в соответствующем редакторе.
- Текст статьи начинается с рубрикатора МРНТИ на первой странице в левом верхнем углу (Международный рубрикатор научно-технической информации- определяется по ссылке http://grnti.ru/), затем следуют название статьи, инициалы и фамилия автора(ов), полное наименование организации, город, страна, е-mail автора-корреспондента.
- Название статьи, ФИО, место работы, аннотация и ключевые слова представляются на трех языках: казахском, русском и английском для авторов из Республики Казахстан. Для авторов из других стран на двух языках: русском, английском.
Требования к структуре научных статей:
- Информация об авторе
Фамилия имя, отчество (полностью),
Место работы/ учебы
Страна, город по месту работы/ учебы
ORCID (при наличии)
е-mail авторов
Информация об авторе размещается по центру страницы, кегль – 12 пт.
Если авторов несколько, то они перечисляются через запятую. Порядок всех авторов обозначается надстрочными символами ¹˒²˒³···
Информация о месте работы/ учебы, ORCID указывается на следующей строке в соответствии с надстрочными порядковыми символами (оформляется кеглем 10 пт., выделяется курсивом).
Корреспондирующий автор обозначается надстрочным символом *, под информацией об авторах по центру страницы указывается электронная почта корреспондирующего автора.
Отдельной строкой над фамилиями авторов слева указывается индекс УДК и ГРНТИ
- Название статьи должно быть информативным, отражать суть исследования, без использования сокращений и аббревиатур, размещается через одну строку под информацией об авторе по центру страницы прописными буквами; выделяется полужирным шрифтом; содержит не более 12 слов.
- Аннотация оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.9-95 "Реферат и аннотация. Общие требования". Она должна быть информативной и содержательной, отражать основные положения статьи и включать следующие элементы:
- краткое описание основной проблемы, рассматриваемой в статье;
- цель работы;
- используемые методы исследования;
- основные результаты и их значимость;
- итоговые выводы.
Объем аннотации должен составлять от 150 до 300 слов, размер шрифта — 10 пт. Слово "Аннотация" размещается слева через одну строку после названия статьи, выделяется курсивом, без точки в конце. Текст аннотации начинается с новой строки после слова "Аннотация". Аннотация оформляется на казахском, русском и английском языках.
- Ключевые слова используются для определения предметной области статьи и упрощения ее поиска в научных базах данных. В список включают основные научные термины и словосочетания, соответствующие теме исследования, в количестве не менее 7 единиц. Размер шрифта — 10 пт. Ключевые слова располагаются сразу после аннотации. Заголовок "Ключевые слова" выделяется курсивом, после него ставится двоеточие, далее приводится перечень ключевых слов через запятую, заканчивая точкой. Ключевые слова указываются на казахском, русском и английском языках.
- Структура научной статьи
- Введение
- Обзор литературы
- Методы и материалы
- Результаты и их обсуждение
- Заключение
- Информация о финансировании (при наличии)
- Список литературы
5.1. Введение включает несколько ключевых элементов.
- Обоснование выбора темы и актуальности, здесь раскрывается, почему именно данная тема была выбрана для исследования, какие пробелы в изучении проблемы существуют или почему появился интерес к новому объекту. Актуальность темы обосновывается её значимостью в теоретическом и практическом аспектах.
- Определение объекта и предмета исследования, указывается объект исследования (широкий контекст или явление) и предмет (конкретные аспекты, которые изучаются).
- Постановка цели и задач исследования. Цель исследования формулируется в виде достижения определённого результата, который помогает раскрыть суть выбранной проблемы. Она предполагает доказательство гипотезы или утверждения, изложенного в работе.
- Методы и подходы исследования. Описываются основные методы и подходы, которые будут использованы в процессе исследования, а также гипотеза, которую автор собирается проверить.
- Значимость работы. Оценивается теоретическая и практическая ценность исследования, его возможное влияние на развитие научной области или практическую деятельность.
5.2. Обзор литературы представляет собой анализ и обобщение существующих научных источников по теме исследования. Его основная задача — показать, как изучаемая проблема рассматривается в научном сообществе, выявить пробелы в текущих исследованиях и обосновать необходимость выполнения данной работы. Включение этого раздела помогает читателю понять, на какой научной базе основывается исследование и какие новые аспекты планируется изучить.
Структура раздела «Обзор литературы» может включать следующие элементы:
- Анализ ключевых источников и теоретических подходов. В этом блоке рассматриваются основные работы, посвященные изучаемой теме, а также анализируются ключевые теоретические подходы, применяемые различными учеными. Описываются основные идеи, гипотезы и выводы, которые были предложены ранее, что помогает сформировать общую картину текущих знаний по проблеме.
- Выявление противоречий и существующих пробелов в исследованиях. Автор должен показать, в чем заключаются основные противоречия между различными исследованиями и теориями, какие аспекты остаются неизученными или требуют дополнительного внимания. Это может включать как теоретические, так и методологические проблемы, которые автор планирует учесть в своем исследовании.
- Обоснование выбора методов и подходов для исследования. На основе анализа существующей литературы автор обосновывает выбор методов и подходов, которые будут использоваться в исследовании. Это может быть связано с недостатками или ограничениями методов, применявшихся в предыдущих исследованиях, или с новыми условиями и контекстом, которые требуют адаптации подходов.
- Исторический контекст и развитие научной мысли по теме. В некоторых случаях полезно проследить, как развивались исследования по данной теме с течением времени. Это позволяет понять эволюцию научной мысли, изменения в подходах и методах исследования, а также то, какие результаты оказали наибольшее влияние на развитие области.
- Формулирование гипотезы и постановка исследовательских вопросов. В завершение обзора литературы автор может представить свою гипотезу и основные исследовательские вопросы, основываясь на выявленных пробелах и противоречиях. Это служит переходом к следующему разделу статьи, где описываются методы и материалы исследования.
Принципы написания обзора литературы:
- Логичность и структурированность. Обзор должен быть четко организован и следовать логической структуре, чтобы читатель мог легко следовать аргументации автора.
- Критический анализ. Важно не просто перечислить существующие работы, но и критически оценить их, выявив сильные и слабые стороны.
- Систематичность и полнота. Необходимо охватить все основные исследования и теории по теме, чтобы показать глубокое понимание исследуемой проблемы.
- Актуальность источников. Включенные в обзор исследования должны быть актуальными и соответствовать современному состоянию научных знаний по теме.
5.3. Методы и материалы. это важная часть научной статьи, которая описывает, каким образом проводилось исследование и какие материалы были использованы для получения результатов. Этот раздел должен быть детализированным и понятным, чтобы другие исследователи могли повторить эксперимент и проверить достоверность данных. Основные элементы раздела «Методы и материалы»:
- Описание исследования. В начале раздела кратко описывается тип исследования (экспериментальное, корреляционное, теоретическое, качественное, количественное и т.д.). Указывается дизайн исследования (например, лонгитюдный, кросс-секционный, экспериментальный) и его основные этапы.
- Выборка и участники исследования. Если исследование включает выборку, то важно описать её основные характеристики:
- размер выборки (количество участников или объектов исследования);
- критерии включения и исключения (требования к отбору участников, причины исключения);
- социодемографические данные (возраст, пол, образование и другие важные характеристики участников);
- метод отбора выборки (случайный, целевой, кластерный и т.д.).
- Методы исследования. Подробное описание методов, которые были использованы для сбора и анализа данных. Это может включать:
- методы сбора данных: анкетирование, интервью, наблюдение, лабораторные эксперименты, анализ документов и др.;
- инструменты и оборудование: описание используемых приборов, тестов, программного обеспечения, анкет и опросников;
- протоколы проведения эксперимента: детальное описание процедур, которые применялись во время эксперимента, чтобы обеспечить воспроизводимость результатов.
- Методы анализа данных. Описание статистических методов и подходов к анализу данных. Может включать:
- методы описательной статистики (средние значения, медианы, стандартные отклонения);
- методы проверки гипотез (t-тесты, ANOVA, корреляционный анализ, регрессионный анализ);
- инструменты анализа (программы, такие как SPSS, R, Python).
- Этические аспекты исследования. Если исследование связано с участием людей, то важно описать, как соблюдались этические нормы. Это может включать получение информированного согласия участников, обеспечение конфиденциальности данных и т.д.
- Источник материалов и данных. Описание источников данных и материалов, использованных в исследовании. Это могут быть открытые базы данных, архивные документы, материалы лабораторных исследований, приборы и оборудование.
Принципы написания раздела «Методы и материалы»:
- Четкость и подробность. Информация должна быть представлена так, чтобы любой другой исследователь мог повторить эксперимент, следуя описанным процедурам.
- Обоснованность выбора методов. Необходимо объяснить, почему были выбраны именно эти методы, а также указать на их сильные и слабые стороны.
- Воспроизводимость. Описанные методы и материалы должны позволять другим ученым повторить исследование с аналогичными результатами.
Раздел статьи «Методы и материалы» служит основой для оценки надежности и валидности проведенного исследования, обеспечивая прозрачность процесса сбора и анализа данных.
5.4. Результаты и их обсуждение Данный раздел является ключевой частью научной статьи, в которой представлены основные результаты исследования и проводится их анализ. Этот раздел позволяет понять, что именно было обнаружено в ходе работы, как эти данные интерпретируются и какие выводы из них можно сделать. Обычно результаты и их обсуждение объединяют в один раздел, чтобы обеспечить логичное и последовательное изложение материала. Основные элементы раздела «Результаты и их обсуждение»:
- Описание полученных результатов.
- Представление данных. Основные результаты исследования излагаются последовательно и логично. Для наглядности используются таблицы, графики, диаграммы и рисунки, которые помогают представить данные в удобной для восприятия форме.
- Числовые данные и статистика. Приводятся ключевые числовые показатели, средние значения, проценты, корреляции и другие статистические данные. Важно предоставить точные значения, доверительные интервалы и уровни значимости, чтобы подтвердить достоверность результатов.
- Сравнение с контрольной группой (при наличии). Если в исследовании использовались контрольные и экспериментальные группы, приводится сравнительный анализ между ними.
- Интерпретация и анализ результатов.
- Анализ и объяснение данных. Автор объясняет, что означают полученные результаты и как они соотносятся с гипотезой исследования. Рассматривается, соответствуют ли результаты ожиданиям и поставленным задачам.
- Сравнение с существующими исследованиями. Проводится анализ того, насколько полученные данные согласуются или расходятся с результатами других исследований. Это позволяет выявить новые тенденции или подтвердить существующие гипотезы.
- Выявление закономерностей и аномалий. Обсуждаются обнаруженные закономерности, неожиданные результаты и возможные аномалии. Автор может предложить гипотезы для объяснения необычных данных.
- Научная полемика и аргументация.
- Дискуссия. В этом блоке проводится обсуждение результатов в контексте существующих теорий и исследований. Автор сравнивает свои выводы с данными других авторов, анализирует возможные причины расхождений и оценивает сильные и слабые стороны своего исследования.
- Обоснование выводов. Представляются аргументы, подтверждающие выводы исследования. Здесь автор может привести дополнительные обоснования, опираясь на теорию, результаты других работ или собственные наблюдения.
- Практическая значимость и перспективы дальнейших исследований.
- Практическая ценность. Оценивается, как полученные результаты могут быть использованы на практике. Это может включать рекомендации для применения данных в образовательной, медицинской, технологической или другой профессиональной деятельности.
- Перспективы дальнейших исследований. Автор указывает направления, которые могут быть интересными для дальнейшего изучения, отмечает возможные улучшения методологии или рекомендует дополнительные исследования для подтверждения результатов.
Принципы написания раздела «Результаты и их обсуждение»:
- четкость и логичность, результаты следует излагать ясно и последовательно, чтобы читатель мог легко следовать логике исследования и понимать взаимосвязь между различными частями данных;
- объективность и критический подход, важно объективно представить результаты, не приукрашивая их. Автор должен критически оценить свои данные и признать возможные ограничения исследования;
- поддержка данными, все выводы и аргументы должны быть подкреплены конкретными данными, представленными в разделе результатов, и опираться на фактический материал.
5.5. Заключение. Раздел «Заключение» завершает научную статью и подводит итоги проведенного исследования. Он предназначен для краткого обобщения полученных результатов, формулировки выводов и оценки значимости выполненной работы. Этот раздел помогает читателю понять, каких выводов удалось достичь, и как они соотносятся с поставленными целями и гипотезами. Основные элементы раздела «Заключение»:
- Краткое изложение основных результатов. В начале заключения автор подводит итоги, кратко перечисляя основные результаты исследования, полученные в ходе анализа. Здесь важно акцентировать внимание на самых значимых выводах, которые были достигнуты, и подчеркнуть, в чем заключается их ценность для научного сообщества.
- Соответствие цели и задачам исследования. Оценивается, насколько достигнуты цели исследования и решены поставленные задачи. Автор должен показать, как полученные результаты соответствуют заявленным целям, и сделать выводы о том, были ли они полностью реализованы.
- Интерпретация результатов и их значимость. В этом разделе рассматривается научная и практическая значимость полученных данных. Автор объясняет, какое значение имеют результаты исследования для дальнейшего развития изучаемой темы, как они могут быть использованы в реальной практике или в дальнейших исследованиях.
- Ограничения исследования. Важно указать возможные ограничения проведенного исследования, которые могли повлиять на его результаты. Это может включать особенности выборки, ограниченность используемых методов, внешние факторы, которые нельзя было контролировать, и другие аспекты. Признание ограничений повышает научную честность и помогает читателю объективно оценить результаты.
- Рекомендации для дальнейших исследований. Автор может предложить направления для будущих исследований, основываясь на выявленных пробелах, ограничениях или новых вопросах, которые возникли в ходе работы. Это может включать улучшение методологии, проведение дополнительных экспериментов или изучение других аспектов проблемы.
Принципы написания раздела «Заключение»:
- краткость и точность, заключение должно быть кратким, но содержательным, избегая повторения подробностей, которые уже были описаны в предыдущих разделах;
- логичность и последовательность, изложение выводов должно следовать логической структуре, отражая основные цели и задачи исследования;
- фокус на значимости работы, важно подчеркнуть, почему результаты исследования важны для научного сообщества и практики, и как они могут быть использованы в дальнейшей работе.
Раздел «Заключение» служит финальной точкой исследования, где подводятся итоги проделанной работы, оценивается её вклад в науку и предлагаются перспективы для дальнейших исследований.
5.6. Информация о финансировании. Данный раздел статьи включается при наличии источника финансирования исследования (гранты, госбюджетные программы) с указываем информация о нем.
5.7. Список литературы должен включать от 5 до 15 источников и оформляться в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ 7.1–2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
Словосочетание «СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ» размещается через одну строку после текста статьи по центру страницы прописными буквами, кегль – 12, выделяется полужирным шрифтом.
Список литературы оформляется дважды:
- на оригинальном языке источников (казахском, русском и других языках);
транслитерированный список литературы (References) - оформляется в соответствии с международным библиографическим стандартом APA (http://www.bibme.org/citation-guide/APA/book). Для упрощения процесса транслитерации можно воспользоваться онлайн-сервисами, такими как translit.net или translit-online.ru, которые поддерживают стандарт BSI (British Standards Institution), обеспечивающий корректную передачу кириллических символов в латинский алфавит. Дополнительно можно использовать transliteration.pro для автоматического преобразования текста по стандарту BSI. Транслитерированный список литературы (REFERENCES) размещается после списка литературы, через одну строку по центру страницы, прописными буквами, кегль – 12, выделяется полужирным шрифтом. Источники приводятся в латинском алфавите с учетом Правил транслитерации.
Для источников на английском языке транслитерация не требуется. Такие источники переносятся в REFERENCE из СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ.
Источники в списке литературы нумеруются по мере их упоминания в тексте. После порядкового номера точка не ставится.
Ссылки на источники в тексте приводятся в квадратных скобках [ ] по порядку, при первом упоминании – указывается только номер, например, [1], при повторном – номер, запятая, страница, например, [1, С. 5]. Ссылки на неопубликованные работы не допускаются.
- Требования к обзорной научной статье
Структура обзорной научной статьи включает следующие основные разделы:
6.1. Введение
- Краткое описание актуальности темы исследования, обоснование выбора.
- Постановка проблем и ключевые вопросы, которые будут охватывать обзор.
- Указание цели обзора и его границ, особенно если тематика обширна.
6.2. Методология и источники
- Описание методов, используемых для поиска, отбора и анализа литературы.
- Перечисление основных источников: базы данных, ключевые слова, временные рамки и критерии включения/исключения.
- Описание структуры и порядка анализа выбранных работ (если комплексный методологический подход).
- Основная часть (обзор литературы)
- Темы и разделы, организация информации в виде тематических подразделов, посвященным ключевым аспектам проблемы.
- Историческая перспектива (если актуально), дать представление об эволюции исследуемой проблемы и показать, как менялись подходы исследования и ее понимание.
- Теории и концепции, описать основные концепции и парадигмы, которые используются в рамках изучаемой проблемы. Выявить сходства и сопоставления между теоретическими подходами, а также дать оценку их эффективности. Обсудить недостатки и сильные стороны каждой теории.
- Методы и подходы, представить различные методологические подходы (например, качественных и количественных исследований, экспериментальных и корреляционных методов). Проанализировать сильные и слабые стороны различных методов, а также их эффективность для изучения проблемы. Показать, как разные методы влияют на результаты.
- Результаты и выводы, сравнение и анализ основных результатов и выводов разных исследований.
- Обсуждение
- Ключевые выводы и изменения. Обобщение наиболее значимых выводов, полученных в результате проанализированных исследований. Сравнение полученных выводов с результатами предыдущих исследований и традиционными теориями, чтобы оправдать или оспорить их.
- Анализ противоречий и спорных вопросов. Описать основные противоречия и объяснить обоснованность этих разногласий. Представить данные и выводы, противоречащие друг другу. Выдвижение гипотез о том, почему исследователи пришли к разным выводам.
- Пробелы в исследованиях. Выявить области, недостаточно исследованные на данный момент. Описать вопросы, требующие более глубокого изучения (например, малоисследованные методы, аспекты, тенденции). Обосновать, почему данные аспекты значимы для научного сообщества и практики. Обсуждение ограниченности или недоступности данных, если это применимо.
- Практическое значение и надежное применение результатов. Рассмотреть, каким образом результаты исследований могут быть полезны для применения в соответствующих областях. Привести примеры, как результаты могут быть использованы в прикладных исследованиях, в образовательной, социальной или другой практике. Указать ограничения результатов исследований, которые влияют на возможность практического применения. Определить направления, которые помогут заполнить выявленные пробелы и уточнить спорные вопросы. Описать новые возможные подходы, методы или технологии, которые могли бы расширить знания в данной области. Определить конкретные аспекты, которые необходимо изучить в будущем. Если уместно, предложите возможность привлечения знаний и методов из других дисциплин для более комплексного решения проблемы.
- Ограничения статьи. Обозначить ограничения проведённого обзора, которые можно было бы повлиять на его результаты и выводы. Обсудить возможные ограничения методологии обзора (например, ограничение выборки исследований, узкие временные рамки). Указать на внешние факторы, которые могли бы повлиять на анализ результатов, такие как источники доступности, качество данных, временные и финансовые ограничения.
- Заключение
- Резюме основных выводов обзора, их оригинальность для научного сообщества и практики.
- Итоговый взгляд на состояние темы и ее перспективы.
- Рекомендации для последующих исследований.
- Список литературы
- Перечень всех использованных источников, оформленных в соответствии с требованиями.( см. п.5.7.)
- Требования к оформлению отдельных структурных элементов статьи
7.1. Таблицы
Заголовок таблицы располагается сверху, по центру страницы, кегль - 12 пт. Название должно быть лаконичным и точно отражать содержание таблицы. Оно включает слово «Таблица», её порядковый номер и точку.
Таблица вставляется через одну строку после заголовка. В тексте на все таблицы должны быть ссылки, содержащие слово «Таблица» и её порядковый номер (арабскими цифрами). Например: данные можно увидеть в таблице 1.
Таблицу размещают через одну строку после абзаца, где она впервые упоминается со ссылкой. Шрифт текста внутри таблицы – кегль 10 пт.
Если в статье представлено несколько таблиц, они нумеруются последовательно. Все таблицы должны содержать ссылку на источник (если таблица заимствована) или пометку «Составлено (разработано) автором». Ссылка указывается словом «Источник» по правому краю страницы под таблицей, кегль – 10 пт.; после слова «Источник» ставится двоеточие, затем указывается автор.
7.2. Рисунки и иллюстрации размещаются в тексте в зависимости от необходимости для пояснения содержания. Они располагаются сразу после текста, к которому относятся, через одну строку по центру страницы.
Нумерация рисунков и иллюстраций осуществляется последовательно, арабскими цифрами. Каждый рисунок следует располагать через строку от текста, а подписи оформлять кеглем 10 пт., выравнивая по центру
Качество изображений должно быть высоким, они должны быть четкими, без шумов и не сканированными, все надписи на изображениях – легко читаемыми. Если требуется, под изображениями может быть размещен поясняющий текст.
Текст статьи должен содержать ссылки на рисунки и иллюстрации.
Все иллюстрации должны сопровождаться указанием источника (если изображение заимствовано) или отметкой «Составлено (разработано) автором». Источник указывается словом «Источник» по правому краю страницы под рисунком, кегль – 10 пт.; после слова «Источник» ставится двоеточие, далее указывается автор.
7.3. Формулы
Каждая формула должна располагаться в новой строке по центру страницы, кегль – 12 пт. Даже если автор сравнит несколько формул между собой, они будут записаны в виде нескольких строк. Формулы отделяют от основного текста промежутком в один интервал.
Если формула состоит из нескольких строк, перенос производится на операцию знака (например, сложения, вычитания, умножения, умножения), при этом операция знака повторяется в начале следующей строки.
Для знака умножения следует использовать символ «х», а не точку.
Если формулы располагаются подряд в тексте, их нужно разделить точками с запятой, даже если они имеют одинаковые значения по смыслу. В других случаях формулы подчиняются общим правилам пунктуации как части единой конструкции.
Ссылки на формулы в тексте оформляются в круглых скобках - (*). Нумерация формул осуществляется как сквозная номер формулы размещается по правой стороне от формулы в круглых скобках.
7.4. Аббревиатуры и сокращения
Все аббревиатуры и сокращения, за исключением заведомо общеизвестных, должны быть расшифрованы при первом употреблении в тексте.
Сокращения и аббревиатуры оформляются по ГОСТ 7.12-93 Межгосударственный стандарт. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила.
Статьи, оформленные без соблюдения требований к оформлению, к рассмотрению не принимаются.
Статьи подлежат общему редактированию. Статьи принимаются к публикации после процесса проведения слепого рецензирования и проверки оригинальности статьи через лицензионную программу антиплагиат